Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

География

Дата: 25 ноября 2020 в 14:26, Обновлено 26 ноября 2024 в 11:30
Автор: Жаврид Н. П.

Презентации к уроку географии

Презентация   Рельеф дна Мирового океана.

Презентация. Сельское хозяйство. Животноводство

Презентация. Антропогенные воздействия на гидросферу

ПЛАН  УРОКА  ПО ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС

ТЕМА:    Ледники

УЧИТЕЛЬ: ОРЕХ В.И.

          Цели: Продолжить изучение темы: воды суши, познакомить с видами   ледников и способами их образование.  Определить воздействие ледников на рельеф, значение материковых и горных ледников для человечества. Способствовать развитию картографических навыков учащихся и способности к анализу, изученной информации, показать важность бережного отношения к водным источникам.                                    

ОСНАЩЕНИЕ: Эл. презентация «Воды суши», тематические карты, учебные пособия.                       

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.  

2. Проверка изученного материала:

А) Объяснить понятия: река, долина, пойма, русло.

Б). Тест   

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известняках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов,  используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А  

В) 1. Объяснить понятия: исток, устье, речная система, бассейн, водораздел. 

2. Найдите соответствие. Крупнейшие реки материков

а) Южная Америка

б) Африка

в) Северная Америка

г) Евразия

е) Австралия        

Название

Длина, км

Местоположение

1. Амазонка  (с Апачетой)

7100

2. Нил  (с Кагерой)

6671

3. Миссисипи  (с Миссури)

6420

4. Янцзы

6300

5. Дарлинг

2740

6. Волга

3700

Г) Устный опрос у карты

1. Крупнейшие озера мира.

Найдите соответствие:

а) Южная Америка  

б) Африка

в) Северная Америка

г) Евразия

д) Австралия

е) Азия

ж) Европа

2. Какие бывают озера по происхождению котловин?                                                                                                                                                                                                    

Название

Площадь, тыс. км<sup>2</sup>

Местоположение

Каспийское море

376

Верхнее

82,1

Виктория

69,5

Гурон

59,7

Мичиган

57,8

Танганьика

32,9

Байкал

31,5

Ладожское

17,7

Маракайбо

13,5

Онежское

9,7

Эйр-Норт

до 9,3

                                                                                                                                                          

3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

     При каких условиях образуется лед? Назовите свойства льда. Какой материк покрыт мощным слоем льда?   

Ученым давно были известны 66 необъяснимых свойств воды, отличающих её от большинства других химических веществ, встречающихся в жидком состоянии. Так, в отличие от всех известных жидкостей, плотность которых монотонно увеличивается с понижением температуры, плотность воды максимальна при 4 градусах Цельсия, а при дальнейшем понижении температуры вновь начинает убывать. Это уникальное свойство воды делает возможной жизнь в реках и озерах - в противном случае эти относительно мелкие водоемы неизбежно промерзали бы до дна в зимний период и были бы лишены всех живых организмов, за исключением, может быть, простейших бактерий. Вода обладает огромной теплоемкостью - благодаря этому теплые океанические течения согревают многие северные регионы планеты, принося тепло из южных широт. Аномально высокое поверхностное натяжение жидкой воды не только позволяет некоторым насекомым спокойно ходить по её поверхности, но и благодаря капиллярным силам обеспечивает поступление питательных веществ к кронам гигантских деревьев, достигающих нескольких десятков метров в высоту. Объяснить эти свойства на основании лишь строения и химических параметров молекул воды ученые до последнего времени не могли.

1. Ледники и их образование.

Естественное скопление льда на земной поверхности — это ледники.

На Земле лед­ники занимают площадь около 16,1 млн. км<sup>2</sup>, что составляет примерно 11 % суши. Ледники имеются в горах во всех ши­ротах. Однако наибольшая площадь оледенения приходится на полярные области. Ледники образуются при отрицатель­ных среднегодовых температурах и достаточном количестве атмосферных осадков, главным образом снега. Если снега вы­падает больше, чем может растаять, он накапливается, уплот­няется и превращается в прозрачный лед голубоватого цвета. Высота, на которой за год выпадает снега столько, сколь­ко его растает, называется снеговой границей (линией). В тропических широтах снеговая граница размещается на вы­соте 5000—6000 м и снижается до уровня океана в поляр­ных районах. Ниже этой границы на протяжении года снега выпадает меньше, чем может растаять, и потому накопление его невозможно. Выше, благодаря низкой температуре, вы­падение снега превышает его таяние, происходит накопле­ние снега и преобразование его в лед. Здесь находится об­ласть питания ледника. Отсюда лед, будучи веществом пла­стичным, течет вниз в виде ледникового языка. Ледники медленно движутся. Скорость движения лед­ников большинства горных стран составляет от 20 до 80 см в сутки или 100—300 м за год. В ледяных покровах Грен­ландии и Антарктиды льды двигаются еще медленнее — от 3 до 30 см за сутки (10—130 м за год). Ледники обладают крупными запасами пресных вод. В них во много раз боль­ше воды, чем в реках и озерах, вместе взятых.

2. Материковые и горные ледники. Ледники разделяются на материковые и горные. Материковые (покровные) ледники покрывают поверхность суши в высоких широтах. Их форма не зависит от ее рельефа. Они имеют плосковыпуклую поверх­ность в виде куполов или щитов. Лед скапливается в наиболее возвышенных частях и медленно растекается в стороны. Ледни­ки часто спускаются на прибрежную часть океана, как, напри­мер, в Антарктике. В этом случае от него откалываются глыбы льда, превращающиеся в плавающие ледяные горы — айсберги. Высота айсбергов над поверхностью воды в среднем 70— 100 м, основная их часть находится под водой. Айсберги пе­редвигаются под воздействием течений и ветров в более теп­лые широты, где и тают. Они опасны для мореплавания. Со­временные суда оборудованы средствами их обнаружения.

Материковые ледниковые покровы развиты в Антарктиде (средняя мощность ледника — более 2000 м) и Гренландии, на островах Северного Ледовитого океана. Когда-то ледяные покровы распространялись на большей части Европы, Се­верной Азии и Северной Америки. На материковые ледники приходится 98,5 % площади современного оледенения. 

Это интересно

Материковый ледник может продолжаться в пределах шельфа. Самый большой и самый длинный шельфовый ледник Земли — лед­ник Росса в Антарктиде, протяженность его с юга на север около 850 км, с востока на запад — около 1000 км, что значительно боль­ше, чем протяженность Беларуси с запада на восток (650 км) и с севера на юг (560 км). Высота ледника около 60 м.

Горные ледники образуются в горах. В отличие от по­кровных имеют меньшие размеры и отличаются разнообра­зием форм. Форма горных ледников определяется рельефом. Одни, как шапки, покрывают вершины, другие расположе­ны в чашеобразных углублениях на склонах, третьи запол­няют горные долины.

Наиболее распространены долинные горные ледники, ко­торые двигаются от областей питания по горным долинам вниз. Они могут принимать притоки и иметь ледопады. Мощ­ность горных ледников обычно 200—400 м. Крупнейшим в Мире горным ледником является ледник Маласпина на Аляске в Северной Америке (длина 100 км).

3. Воздействие ледников на рельеф. Ледники изменяют, рельеф суши. При движении они отрывают куски мас­сивных пород, которые вмерзают в лед и движутся вместе с ним. Как лед, так и вмерзшие в него камни истирают дно и бока ложа, шлифуют твердые горные породы, оставляют на них шрамы, штрихи, борозды. Ледники при своем дви­жении вырабатывают долины, расширяют и углубляют их, стирают неровности, препятствующие их движению, сносят рыхлые породы, переносят и отлагают в других местах раз­личные материалы, образуя новые формы рельефа.

1. Какие природные образования называются ледниками?

2. Что такое снеговая граница?

3. Чем отличаются материковые (покровные) ледники от горных?

4. Каково значение ледников?

5. Как ледники воздействуют на рельеф?

Практические задания

1. Покажите при помощи круговой диаграммы соотно­шение материковых и горных ледников.

2. Во многих районах земного шара люди ощущают острый недостаток пресной воды.                                                                                                         

3. Возможно ли использовать айсберги как источник пресной воды? Как это осуществить?                                                                                                                             

Если представить, что ледяной покров Антарктиды растает, то уровень Мирового океана поднимется на 65 м. Какие, на ваш взгляд, произойдут изменения в природе? Ответ обоснуйте.  

Каковы ваши предложения по предотвращению таяния ледников?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.