Урок русского языка в 3 классе
Презентация "Что такое приставка?"
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки
Цель: познакомить с приставкой как частью слова, её ролью; формировать умение работать с алгоритмом нахождения приставок в словах; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью ставок; формировать орфографический навык; воспитывать волевые качества.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Привет, друзья!
Примите приглашение.
В стране Морфемики
Познаете вы много разных тайн,
И части слов живут и тут, и там.
Наш урок я хочу начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо: «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь, сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...».
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждет открытие новых знаний.
II. Чистописание.
На доске написаны слова:
Ю ю
Юл Юр лю ую юн
Юрий Алексеевич Гагарин
III. Орфографическая разминка.
Ваша задача — выбрать правильный столбец с ответом и вставить пропущенные буквы.
(Дети обмениваются карточками и проверяют другу друга правильность выполнения задания.)
IV. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране Морфемике. Отправимся в путешествие мы на поезде. Мы с Вами уже побывали на поляне Корней, переплыли через озеро Окончаний, перешли через гору Суффиксов. На пути нас будет ждать много испытаний. Вот первое.
На доске висят перевернутые карточки с буквами (9 штук). Ученик называет любое число, отвечает на вопрос
выбирает любую карточку с номером. Задаю соответствующий номеру вопрос. Если ученик отвечает правильно, то переворачиваю карточку с номером, на обратной стороне которой написана буква. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.
Вопросы:
1. Из каких частей состоит слово?
2. Какая часть слова называется окончанием?
3. Найдите лишнее слово: ночь, ночной, ночевка, ночью.
4. Для чего служит окончание?
5. Как называется общая часть родственных слов?
6. Подберите однокоренные слова к слову «мороз».
7. Какая часть слова называется суффиксом?
8. В каком слове нет уменьшительно-ласкательного суффикса? Плечико, бочок, глазищи.
9. Как найти в слове суффикс?
Когда на вопросы даны правильные ответы, из карточек складывается слово «ПРИСТАВКА».
Зима пришла в лес, который мы встречаем на пути. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они кричат: ПРИЕХАЛИ, ДОБРАЛИСЬ. ВЫХОДИТЕ.
Лес наш Приставок встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.
V. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какова тема нашего урока?
— Какие цели мы поставим перед собой. (Ответы.)
Правильно, мы должны ответить на вопросы:
Что такое приставка?
Где она находится?
Для чего она нужна?
Как обозначается?
VI. Изучение нового материала.
Поезд остановился и задумался: А нет ли в этом лесу у него друзей? Давайте поможем нашему поезду найти их. Для этого попробуем в слове ПОЕЗД выделить, окончание и корень. (поездка, ездить, ездок)
Какая часть слова осталась? (по)
Где она стоит? ( перед корнем –езд)
Как её назовём? (приставка) Почему? (приставили к корню)
Правильно, ребята, эта часть слова называется приставка.
У Корня в недругах, представь – ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Физкультминутка
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
Послушайте сказку о приставках.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.
- Какую первую тайну приставки мы с вами открыли? (стоит перед корнем)
2) - А теперь давайте поищем друзей нашего поезда в этом лесу. Это задание нам предлагает добрый лесной эльф.
Добавьте к корню – езд эти приставки.