Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Программа родительского университета

Дата: 22 ноября в 15:47, Обновлено 25 ноября в 13:39
Автор: Жаврид Н. П.

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень - «Мой ребенок - младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень - «Мой ребенок - подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень - «Мой ребенок - старшеклассник»
для родителей учащихся
X-XI классов
учреждений общего среднего образования

Авторы:

Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ,                             кандидат

педагогических наук, доцент;

Погодина Елена          Константиновна,

старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Минск

2020

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Авторы:

Мартынова Вера      Васильевна,    декан факультета социально­

педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Рецензенты:

кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);

директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета - повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование       и        развитие       психолого-педагогических

компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа - родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте»,

«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации                         о деятельности Родительского университета (анонс

предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы.
  • консультирование родителей по юридическим, психолого­педагогическим и другим проблемам.
  1. Содержательное:
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого­педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

•        расширение воспитательного и творческого потенциала

родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

  • на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
  • на стабильном общении детей и их родителей;
  • на формировании атмосферы поиска новых знаний;
  • на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
  • на развитии творческих способностей членов семьи;
  • на умении видеть результаты развития детей;
  • на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

  1. ступень - «Мой ребенок - младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
  2. ступень - «Мой ребенок - подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
  3. ступень - «Мой ребенок - старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
  • охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - СПб. : Питер Пресс, 2014. - 334 с.
  2. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. - Минск : Национальный институт образования, 2016. - 248 с.
  3. Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина:

пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба.                              — Минск : Национальный

институт образования, 2018. — 232 с.

  1. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. - Минск : Национальный институт образования, 2019. - 192 с.
  2. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 184 с.
  3. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. - Минск : Национальный институт образования, 2011. - 208 с.
  4. Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. - Минск : Альтиора — Живые краски, 2013. - 55 с.
  5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся

молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь,

15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej- i-molodioji.doc. - Дата доступа: 29.09.2019.

  1. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология:

полный   жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина,

В. Н. Колюцкий. - М. : Трикста, Академический проект, 2011. - 419 с.

  1. Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. - М. : Изд-во «Э», 2015. - 320 с.
  2. Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 190 с.
  3. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. - Минск : Национальный институт образования, 2019. - 192 с.
  4. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. - Минск : Национальный институт образования, 2011. - 160 с.
  5. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск : Национальный институт образования, 2010. - 216 с.
  6. Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. - Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  7. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. - М. : УЦ Перспектива, 2011. - 152 с.
  8. Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. - 2-е изд., доп. - М. : Академический проект, 2017. - 254 с.
  9. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  10. Овчарова, Р.В. Психология      сопровождения родительства /

Р.В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

  1. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
  2. Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 192 с.
  3. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 189 с.
  4. Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. - СПб. : Вектор, 2010. - 251 с.
  5. Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. - М. : АСТ, 2015. - 210 с.
  6. Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. - 238 с. - С. 49-52.
  7. Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. - Гжель : ГГУ, 2020. - 548 с. - С.393-394.
  8. Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. - Минск : БГПУ, 2019. - 160 с.
  9. Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №4 (44). - С. 130-132.
  10. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся

молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный          ресурс].          -           Режим           доступа:          http://

http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. - Дата доступа: 29.09.2019.

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
  2. Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. - М. : Глобус, 2009. - 256 с.
  3. Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы

учреждений образования Витебской области:            методико-практические

материалы. - Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. - 51 с.

  1. Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. - Волгоград : Учитель, 2011. - 183 с.
  2. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика

семейного неблагополучия:       пособие для педагогов и психологов

общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. - Минск : Национальный институт образования, 2010. - 176 с.

  1. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 198 с.
  2. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. - 2-е изд. - Мозырь : Содействие, 2007. - 222 с.
  3. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. - Мозырь : Белый ветер, 2003. - 292 с.
  4. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология:                    Антология /

Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический Проект; Трикста, 2010. - 720 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.