Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

Дата: 22 апреля 2018 в 22:05, Обновлено 26 ноября в 22:40
Автор: Жаврид Н. П.

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

1.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10-15 лет.

Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст – подростковый.

3. Методика самооценки школьных ситуаций, разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973)

Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале. Возраст – от 7 класса и старше.

4.Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory - STAI)

Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст – начиная со школьного возраста.

5. Шкала тревожности Р.Сирса

Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.

6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст – подростковый.

7. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека(англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI)

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст – подростковый и взрослый.

8.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Рисуночная методика оценки суицидального риска.

Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.

9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

По сравнению с другими одношкальными методиками так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст – 8-11 класс.

11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст – 5-11 класс.

12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан)

Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений. Возраст – подростковый и выше.

13. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко)

Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.

Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.

14. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков. Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.

15. Опросник агрессивности (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик

Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.

Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.

17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина

Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.

Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.

18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга иадаптирована Т.Н. Балашовой

Опросник, состоящий из20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.

Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30минут.

Учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь

  • «Профилактика юношеского суицида»: / Г.А. Бутрим   [и др.]. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 400 с. представлен материал по теоретико-прикладным аспектам современной суицидологии. Раскрывается эволюция взглядов на проблему суицида, дается анализ современных подходов к ее решению, предлагается модель организации профилактики суицидального поведения в учреждениях образования.

Чрезвычайно важно, чтобы в каждом учреждении образования реализовывались учебные программы факультативных занятий. В настоящее время разработаны следующие учебные программы:

  • Правила в моей жизни. Учебная программа факультативных занятий для 2-4-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.

  • Учимся жить в мире и согласии. Учебная программа факультативных занятий для 5-8-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне» № 3, 2011 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа способствует эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.

  • Будущее – это мы. Учебная программа факультативных занятий для 3 (4) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковаенавучанне» № 10, 2010 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость.

  • Подготовка учащихся к семейной жизни. Учебная программа факультативных занятий для X (XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Аладьин А.А., Смагина Л.И., Чернявская А.С., Елисеева Т.П. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры семейных отношений, подготовку к вступлению в брак и осознанному родительству.

  • Основы современного этикета. Учебная программа факультативных занятий для IX(X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Савицкая Ю.В., Савицкая А.В., Рогалевич Н.Н.(размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о современном этикете. Реализация данной программы будет содействовать формированию личностной зрелости старшеклассников, развитию ответственности за свои мысли и действия, гармонизации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

  • Мы – сами. Учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для V-VIII классов учреждений общего среднего образования. Авторы ‒ Данилова Е.Л., Касьян О.А., Кирпиченко А.А., Крутовцова Н.А., Мартынова Е.В., Слепцова Л.Ю., Якушкин Н.В. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, на освоение навыков и форм отказа от употребления алкоголя, других психоактивных веществ. Освоение программы будет способствовать формированию у учащихся навыков преодоления кризисных ситуаций, а также развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием.

  • Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного». Учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Автор            Минова М.Е. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на содействие усвоению участниками образовательного процесса содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения; создание условий для освоения волонтерами современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками.

  • Учебно-методический комплекс для проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в I-IV классах учреждений общего среднего образования:

Основы православной культуры. Учебная программа факультативных занятий для I-IV классов учреждений общего среднего образования. Авторы А.В. Бройко, Г.А. Лаврецкий, Т.О. Николаева,   А.М. Суханова, В.И. Писаренко, Л.В. Финькевич, В.В. Чечет /под ред. А.В. Бройко, И.М. Стремок

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.